|
Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам
|
|
|
Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И
именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ и выпускные
экзамены. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник
оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться
за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться
поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с
репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна
ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику
наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ.
Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего,
необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных
экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их
результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в
трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему
придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта
информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы
придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите
вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные
темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь
признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов
биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо
подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте
вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он
прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя.
Последние двенадцать часов должны уйти па подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку
будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится,
что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое).
Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет
смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что,
ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше,
рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка,
что написана его собственной рукой.
В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку
репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов
ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными
вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за
стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале
«экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники.
Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним
правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить,
почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего
экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на
задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно
делал короткие перерывы. Объясните ему. Что отдыхать, не дожидаясь усталости
- лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник
обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед
экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка
сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или
радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать,
только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Удачи Вашим детям!
|